Славянский Хэллоуин

Хэллоуин в России

Вот и подходит к концу октябрь, а значит наступает время празднования Хэллоуина. В последние годы Хэллоуин в России принял такое широкое распространение, что стал уже довольно традиционным. Его уже отмечают повсюду, от Архангельска до Камчатки, и не только в молодежной среде, как раньше, а даже в школах и детских садах. Детишек наряжают скелетами и вампирами, зажигают тыквенные фонари и от души веселятся.

 

Не знаю почему, но этот странный праздник всегда казался мне каким-то чужеродным. И то, как его празднование навязывают нам из всех СМИ, выглядит прямо-таки совсем подозрительным. Вот ответьте, чему хорошему учатся дети на этом празднике? Знакомятся с разновидностями всякой нечисти? Вырезают зловещие улыбки на тыквах? Празднуют бал ужастиков?

Хэллоуин костюмы

Не случайно, наверное, Минобразования и науки Краснодарского края запретило праздновать Хэллоуин в образовательных учреждениях, основываясь на результатах исследования, которое свидетельствует о негативном влиянии праздника на психику детей. В нем также указывается, что после посещения этого праздника ребёнок испытывает страх, агрессию и даже склонность к суициду.



Хэллоуин костюмы

Возможно, выводы исследователей слишком однозначны, но я все же склонна с ними согласиться. Пока Хэллоуин отмечала только продвинутая молодежь от 15 и старше — это выглядело просто развлечением. Зловещая атмосфера праздника интриговала и завораживала, но в то же время была просто очередным приколом скучающей тусовки. Когда же флюиды праздника нечисти начали пропитывать школы, садики и центры развития, мне стало просто страшно за детишек.


Дорогие родители, остановитесь! Подумайте, нужны ли вашим светлым чадам  все эти страшилки и чудища, тем более в такие неимоверных количествах, которые преподносит Хэллоуин?

Неужели нет более добрых и радостных славянских праздников, родных, исконно присущих именно нам? Конечно же, есть! Давайте немного окунемся в прошлое…

Хэллоуин в древности

Известно, что прототипом Хэллоуина послужил кельтский праздник Самайн, отмечавший время наступления зимы – царства тьмы. В ночь с 31 октября на 1 ноября друиды собирались в дубовых рощах на вершинах холмов и жгли костры. Свет этих костров говорил о том, что даже в наступающем царстве холода и тьмы все равно найдется место светлым силам.

Самайн также был днем поминовения умерших. В это время перегородки между мирами настолько тонки, что предки могут на время вернуться в мир людей проведать своих родственников. Поэтому, специально для покойников, готовилось угощение, зажигались светильники, освещающие путь в наш мир. А утром друиды раздавали людям угли от священных костров для разжигания очагов в домах. Огонь Самайна считался священным, поддерживался на протяжении всей зимы и гасился лишь в день весеннего равноденствия. Хотя кельты и умели выплавлять железо, но способ добычи был весьма примитивным. Естественно, что железо было дорогим, не по карману большинству обывателей. Поэтому фонари, в которых переносили священный огонь, изготавливались из репы с прорезями для доступа воздуха. Именно это и положило начало странному обычаю — зажигать на Хеллоуин свечи в полых тыквах.

Отмечаемые многими веками по всей языческой Европе дни усопших, конечно же, не могли быть искоренены Христианством. В VIII веке Католической церкви пришлось привязать к дате Самайна христианский  День всех святых (официально отмечается 1 ноября).  Староанглийское название Дня всех святых за века претерпело некоторые лингвистические метаморфозы:

All hallow ees – месса всех святых,

All Hallow’s Eve – канун Дня всех святых,

и наконец Hallowe’en — Хэллоуин.

С массовой иммиграцией из Ирландии и Шотландии ритуалы и традиции Дня всех святых оказались в США, где со временем Хэллоуин превратился в часть массовой культуры.

Славянский Хэллоуин

Дзяды

У славян тоже есть праздник, имеющий общие корни с кельтским Самайном. Он называется Осенние Деды. Этот праздник до сих пор сохранился в Беларуси под названием Восеньскiя Дзяды. Дзядами называли как самих предков, так и их души. В 1990-е годы Осенние Дзяды, приуроченные ко 2 ноябрю, на некоторое время даже стали официальным нерабочим днем.

Это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу, принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, после чего там оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. На стол готовили различные угощенья, причем обязательным считалось присутствие мясных, а также горячих блюд, таких “чтобы пар шёл”. Перед ужином хозяин (то есть главный мужчина в доме) обходил праздничный стол со свечой в руках, открывал окна и двери, и по именам звал предков присоединиться.

Поминальный стол начинали обычно с обрядовой каши . Блюд было разное количество, где чётное, где не чётное. Придумки про них тоже были разные – кое-где разрешали съесть только три блюда и выпить только три чарки. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

Что обязательно было на столе, так это дедовская чарка и дедовская миска, куда каждый из присутствующих отливал питьё и откладывал еду. Буквально, что себе положил, тем и с предком поделился. Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.

Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.

После ужина хозяин говорил: «Святые Деды, вы сюда прилетели, пили, ели, летите же теперь к себе». Это, конечно, не гарантировало, что предки уйдут, зато давало знак началу гадания – горящую свечку тушили блином или куском хлеба и смотрели, куда пойдёт дым. Если шёл вверх, то это хорошо, а если вбок и особенно в сторону дверей – это плохо. К покойнику, стало быть.

После ужина начиналось увеселение Предков. Веселили их по-простому – плясками, песнями и маскарадом, который был очень популярным развлечением. Собственно, славянские маскарады на Дзяды абсолютно тождественны маскарадам на заморский Хэллоуин.

Правда, есть одно «но». На Хэллоуин люди рядятся в маски и костюмы, чтобы отпугнуть духов, или хотя бы уподобится им. Это гарантирует выживание – духи или убегут, или признают за своего. В любом случае — не тронут.

А на Дзяды маскарад нужен для того, чтобы Предки увидели – после их смерти жизнь продолжается, род живёт, членам рода весело. Поэтому и им самим можно повеселиться. Получается, что Дзяды — праздник в разы гуманнее и добрее Хэллоуина.

Любое символическое действие, а особенно это касается праздников, которое смогло продержаться более века, выполняет в обществе какую-либо важную функцию. Если взглянуть на праздник Осенние Деды с этой точки зрения, то его функция, похоже, состоит в том, чтобы познакомить людей со смертью, помочь примириться с ней, понять, что все там будем.

Ведь сейчас смерть удалена от людей. Живя в большом городе, мы редко с ней сталкиваемся достаточно мирно. Аварии, катастрофы – это есть. Но там смерть страшная. На кладбище она просто есть. А уж за столом с богатым ужином (что случалось всего несколько раз в год) так и вообще терпимо выглядит.

Осенние Деды

Еще один плюс этого праздника — вспомнить Предков, рассказать о них подрастающему поколению, приучить думать о своих дедах, не забывать кто они и откуда. Представляете, как хорошо нужно было знать своих предков, если всех приходилось звать по именам?

Словом, давайте отмечать наших родных Осенних Дедов, очень важный и полезный славянский праздник, в отличие от чужеземного Хэллоуина, который не только уже давно лишен всякого сакрального смысла, но и откровенно вреден для подрастающего поколения.

рассказать друзьям и получить подарок

Также вы можете почитать:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Оставить комментарий

 

Обереги мастерской Велес

Рейтинг Cодружества  Славянских Сайтов
Открытое славянское радио Веды-РА

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту:

Start Up
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *