Пестование чад

Пестование чадМы уже забыли, что такое пестование детей. Даже слова-то такого не припомним. Возможно, в деревенских семьях оно кое-где еще используется, но у городских жителей однозначно вызывает некоторое замешательство. Мы привыкли детей растить, воспитывать и обучать. А не кажется ли вам, что с потерей пестования, мы утеряли что-то теплое и родное, часть нашей славянской культуры, и часть немалую?

Ушло из современного языка и такое слово как «чадо». В древности наши Предки так называли деток, не достигших 12-летнего возраста. Это потом, когда ребенок в 12 лет проходил обряд имянаречения, он становился мальчиком или девочкой. А пока он – чадо. И пестование чад было вполне привычным делом.

Что же такое пестование? Толковый словарь В.Даля дает такое объяснение:

ПЕСТОВАТЬ — пестать, пестунить кого-то (от «питать» или не от «пясть» ли? от носки на руках), нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькой, дядьковать.

Вроде бы все просто, но какой емкий и глубокий образ скрывается в одном этом слове!  Не устаю поражаться Родному Языку… Пестушки и небылицы, потешки и прибаутки – все это давало несмышленому чаду представление о том мире, что ждал его за порогом родного дома,  и именно в той форме, в которой он способен был эту информацию воспринять.

Пестушки

Пестушки – это не просто веселые стишки, они несут и образовательный характер. Когда взрослый, приговаривая,

Потягушечки — порастушечки!
Поперек толстушечки,
В ручки — хватушечки,
В ножки — бегушечки,

В роток – говорок,

В головку – разумок!

ласково дотрагивается до называемых частей тела – чадо получает первые уроки анатомии и запоминает где у него, что находится, постепенно складывая для себя общую схему тела. А с помощью пестования, малыш получает возможность развиваться физически. Он еще не умеет управлять своим телом, не умеет ползать, сидеть и ходить, поэтому мама пестует чадо, играя с его ручками, ласково поглаживая животик и делая ножками «топотушки». Легкие массажные движения делаются только по направлению лимфотока (снизу вверх). Вверх гладим дитя с небольшим нажимом, а вниз — слегка касаясь его кожи.

Вспомните старые славянские игры в сороку-ворону, ладушки. Это не просто развлечения для деток, а тоже вариант аккупунктурного массажа ручек. В сороке-вороне водили пальцем по ладошке с небольшим нажимом, и загибали пальчики малыша, предварительно мягко обжав каждый пальчик со всех сторон. Ладушки же служили хорошей гимнастикой в начале первого года жизни ребенка, когда он часто держал ручки сжатыми в кулачок. С помощью этой пестушки, взрослый помогал чаду разжимать пальчики, прикладывая его ладошки к головке.

В пестушках можно заметить свой, особый ритм. Это ритм энергетических потоков Земли, ритм кровотока, дыхания, пульса. Смена дня и ночи, приливы и отливы — все на земле, в том числе и каждая клеточка тела подчинена этому ритму. Пестование делает со-настройку малыша с системой родителей, с системой окружающего мира, гармонично ладит ритм энергетического обмена.  Простая рифма, повторяющиеся звукосочетания и эмоциональные восклицания цепляют внимание ребенка, заставляют его прислушаться, замереть на мгновение, всматриваясь в лицо говорящего.

Массажик, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью – все это не только улучшает физическое развитие крохи, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай,
Головоньку — валяй, валяй!

происходящее вызывает у ребенка эмоциональный всплеск, потребность контакта со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой Пестование чадповторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется, и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки, ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестования начинается игровое обучение малыша.

Держа дитя под ручками, легонько приподнимая и ставя его ножки к себе на колени, можно рассказать ему такую пестушку:

Прыг-скок, прыг-скок,

Обвалился потолок.

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла.

Села – поела, (присадить малыша на корточки)

Опять пошла! (поднять)

Баба встала на носок,

А потом на пятку,

Танцевала гопачок,

А потом вприсядку! (снова присадить на корточки)

Через некоторое время ребенок сам начинает садиться и вставать под эту пестушку, а когда научается крепко стоять на ножках – уже упирается, весело сопротивляясь взрослому.

Также занимательны для чад качание на ноге, подскоки и колыхание на коленях взрослого, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и так далее. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда они умеют уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали,

С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали,

С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам.
В ямку — бух!

Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем, неожиданно их раздвигая, делает вид, что роняет малыша в ямку. Сдвигая колени, вновь сажает ребенка на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.) и игра начинается снова.

Хороша дорога,

Хороша дорога.
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет.
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком.
Бух в ямку!

Полезны ребенку упражнения, которые подготавливают его к ходьбе.

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки (можно заменить именем ребенка)
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота.
Котик ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади под ручками и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги

Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки

Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ- топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занимательны для чада и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

Ладушки-ладушки,
Где были? — У Аннушки.
Что ели? — Оладушки.

Где оладушки? — Съели.
Нет оладушек! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,
Где были? — У Панечки.
Что ели? — Прянички!
Где прянички? — Съели.
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя, ребенок учится при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

Потешки

Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. Пестование чадОт пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активные действия самого ребенка, который уже  самостоятельно может выполнять игровые движения по содержанию песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и так далее.

Так, например, с помощью потешки «Ладушки, ладушки»  чадо учится самостоятельно выполнять последовательность игровых действий — делать ручками «фонарики», затем хлопать в ладошки.

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

В старославянском варианте эта потешка звучала именно так, с «простоквашкой». «Бражка» стала уже более поздним наслоением христианства. Давайте вернем этой потешке ее первоначальный вид. Зачем нашим чадам с раннего детства прививать тягу к спиртному уже на уровне подсознания?

В потешку можно подставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет очень интересно, если мама разыграет перед ним с куклой такую потешку:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Или:

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

Для малышей 2-го года жизни подбираются потешки, которые не только понятны чаду по своему содержанию, но и отражают бытовые моменты его жизни: кормление, сон, умывание, игра. Например, помогая крохе подняться на ножки, можно приговаривать:

Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок,

Целый годок!

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!

Одевая дочку на прогулку, мама может развлечь ее так:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

А сыночку можно рассказать такую потешку:

У нас Ванечка (Коленька, Димочка) один,

Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками и кисельком.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таком пестовании:

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциональна:

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики

На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку,

Все про маленьку.

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена , ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Пестование чадНародное слово — непревзойденный учитель: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами пестования и, ухаживая за малышом, умело вплетать их в повседневное общение.

Следует принять во внимание, что для чада значимыми являются не просто разговоры или рассказы о чем-то и о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке

Выросла Лизуша.
Люди ее любят,
Все ее голубят!

Вариант для мальчика:

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.

Прибаутки

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2- 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Наша-то хозяюшка

Сметлива была –

Всем в избе работушку

К празднику дала!

Чашечку собачка

Моет язычком,

Мышка собирает

Крошки под окном,

По столу котище

Лапою скребет.

Половичку курочка

Веничком метет!

Прибаутки следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно же, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему прибаутки хороши и для ознакомления с окружающим миром, и для социального развития ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме чадо получает представление о мире.

Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть красочную картинку, назвать всех перечисленных зверушек и спросить об их характерных внешних особенностях. Эту ситуацию можно изобразить и в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:

А нашей Галеньке — в ручку,
Угощайся, Галенька, на здоровье!

Прибаутки образно похожи на расписные матрешки или деревянные механические игрушки, яркие и красочные. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелкова бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко»…

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Щелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

или:

Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Небылицы

Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу различить реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Или:

Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем

Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение небылиц развивает свободу мышления, фантазию и, что немаловажно, чувства юмора. Чада раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы ребенок услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Пестования необходимы не только малышу, но и взрослому, чтобы выразить свою любовь к нему, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих веселых стишках нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать пестования многовековым испытанным средством, приобщающим чад к поэтическому слову, обогащающим их духовно и развивающим физически.

Дорогие мои мамы, папы, бабушки и дедушки, я собрала специально для вас и ваших милых чад небольшой сборничек пестушек, потешек, прибауток и песенок «Топ-топ, топотушки». Скачивайте, пестуйте ваших деток, играйте и радуйтесь вместе с ними!

Топотушки

Язык: Русский
Формат: PDF
Количество страниц: 43
Размер: 21.1 Mb

рассказать друзьям и получить подарок

Также вы можете почитать:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

6 комментариев на “Пестование чад”

  • Действительно, наши предки обладали таким знанием природы, что нам до него расти и расти.

  • Ryiska:

    А ведь от этого знания в современной жизни осталось много такого, что мы делаем или говорим, даже не задумываясь о его значении.Вот ведь что интересно! Поэтому наша задача — понять скрытый смысл, насквозь наполняющий русский фольклор: сказки, песни, поговорки, те же пестушки хотя бы.

  • Екатерина:

    Благодарю за замечательную статью! Очень жаль, что поздновато я узнала об этом, моему чаду уже почти 3 года. Буду теперь подыскивать для него небылицы:)

  • Ryiska:

    А я благодарю за теплые слова! Но мне кажется, что и в этом возрасте, а возможно даже и деткам постарше потешки все равно будут интересны! Там же слово-то какое! — теплое, живое, родное, искрящееся юмором…

  • Замечательная статья! Очень правильная поправка на счёт простокваши. Хотелось бы побольше прибауток и присказок, ну и других материалов по теме воспитания добродетельного потомства.

  • Ryiska:

    Благодарю за отзыв, Сергей! Больше прибауток и присказок вы можете найти в сборнике, который я приложила для скачки к этой статье. А материал по теме воспитания чад будет публиковаться по мере подготовки.

Оставить комментарий

 

Прочитать на форуме дача болезни растений. . Лечим деревья.

Обереги мастерской Велес

Рейтинг Cодружества  Славянских Сайтов
Открытое славянское радио Веды-РА

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту:

Start Up
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *