Магия обережных кукол
Картина мира наших Предков представляет пространство дома, как живое, одухотворённое. Между людьми, живущими в доме, и его Духом идет диалог. Часто через обережных кукол.
Самые первые куклы, которые стал делать человек на заре своего существования – были куклы из золы. Процесс изготовления таких кукол был предельно прост. Брали золу и смешивали с водой. Благо в те времена никаких проблем с золой не было, так как абсолютно всю пищу готовили на открытом огне или в очагах.
Далее, из этой смеси скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. И называли такую куклу Бабой – женским божеством. Такая кукла передавалась из рук в руки по женской линии, от бабушки внучке в день ее свадьбы. Кукла–Баба была обережной куклой, хранительницей дома и очага. Эта кукла всегда сопровождала свою хозяйку при переездах. Люди верили, что если принести эту куклу на новое место, то в новом доме обязательно появятся очаг, уют и тепло.
Еще одна из древнейших кукол, дошедших до наших дней, изготавливалась из волос. Остриженные волосы женщина не выбрасывала ни в коем случае. Она собирала их в маленький мешочек и делала из него куколку. В те времена верили, что если больного человека обложить со всех сторон такими мешочками, то он непременно пойдет на поправку.
Эти куклы, так же как и кукла-Баба, не были игровыми. Они бережно хранились в сундуках и передавались по наследству только в день свадьбы. В подавляющем большинстве случаев, кукла – это символ женщины, женской сути, и конечно же, связь с ней имела непосредственно сама женщина.
Хотя, мужчинам тоже доводилось пользоваться магической силой кукол, но все же, куклу мужчине давала именно женщина, отправляя мужа на войну или в дальний путь. Считалось, что кукла, подаренная женой перед дорогой, охраняет от всех невзгод и ненастий, напоминает о родимом доме и очаге.
По народным поверьям обережные куклы несли в себе только доброе начало. Для охраны от тёмных сил, ссор, болезней некоторых из них традиционно ставили где-нибудь в доме на уровне или выше головы человека, часто в красный угол.
Так, в красном углу всю зиму обычно стояла кукла Крупеничка, которая хранит силу урожая. Там же стояла и Очистительная куколка. Если в доме возникали ссоры и ругань, то женщина, когда оставалась одна, открывала настежь все окна и двери и словно маленьким веником – этой куклой выметала прочь весь «сор из избы». Это делалось вовсе не для того, чтобы в доме было меньше мусора, выметали «сор» из-за которого в доме как раз и возникали все ссоры и ругань.
Защищающих от болезней кукол-Трясовиц хранили рядком на печке. Печная труба наряду с окном, дверью, подполом и чердаком в традиционной культуре представляется открытой границей, посредником между явным и потусторонним миром. Согласно славянским верованиям, через трубу пролезают в дом духи болезней, духи судьбы. Трясовиц как раз и располагали на этой границе.
Некоторые обережные куклы могли менять своё местонахождение. Обычно хранимые в избе, такие куклы в определённые моменты обряда меняли место (Малую масленицу хранили в красном углу, но во время масленичной недели выставляли на окно).
К таким куклам относится и тряпичная кукла Куватка, которую за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала в колыбель, чтобы кукла «согрела» её. После рождения ребёнка её вешали над кроваткой. Считалось, что она отгоняет злую силу.
Известно также о существовании специальной куклы, которую женщина делала только для себя (Кукла на веретене). Такая кукла хранилась в потаённом месте, мужчинам строго запрещалось её видеть и трогать. Для этого у женщины был сундук, закрытый на ключ.
Заместительных кукол иногда прикрепляли на внешней стороне дома. Так делали на Русском Севере, когда парень уходил в армию.
Особенности изготовления обережных кукол
Тряпичные народные куклы имеют одну характерную особенность: у них практически никогда не изображается лицо. Считается, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и причинить вред человеку — обладателю обережной куклы.
Лишь в некоторых случаях лицо обозначали крестом из цветных ниток. Это связано с древними представлениями, с древнейшей ролью ритуальной куклы как магического предмета. Радужный крест, который вышивали сельские женщины Среднего Приднепровья на кукольных лицах, являл собой солнечный знак и делал куклу оберегом.
Сделанную по заказу или для продажи тряпичную обрядовую куклу не покупали, а своеобразно выкупали. По старинным правилам, её выбирали из большого количества кукол. Тот, кто хотел иметь её в доме, клал на место, где она стояла, выкуп: деньги, какую-нибудь вещь, продукты, ткани и т.п.
Чтобы наделить куклу магической силой, при её изготовлении читали заговор, который иногда надо было успеть прочитать до конца, ни разу не сбившись, точно в течение времени её делания.
Некоторые куклы женщина делала в абсолютном молчании. Даже заговоры проговаривала “про себя”. Молчание человека при исполнении определённых обрядов и магических действий нередко рассматривается как условие, необходимое для их успешного завершения и достижения желаемого результата.
В славянской магии и обрядовой практике запрет разговаривать вступает в силу преимущественно в те моменты, когда человеку необходимо вступить в контакт с представителями “иного” мира. Молчание помогает человеку устанавливать связь с этим потусторонним миром.
Молчать принято было также после совершения некоторых магических действий, в частности, после чтения лечебных заговоров. Поскольку человеку опасно общаться с потусторонними силами, при контактах с ними он вынужден принимать меры предосторожности, одной из которых и является молчание. Воздерживаясь от речи, человек предохраняет себя от влияния потусторонних сил.
Текстильные народные обрядовые предметы изготавливали из новины — нового полотна. Это было обязательным условием.
В то же время, текстильные обережные куклы изготавливали и из целых кусков изношенной одежды. Во древние времена костюм рассматривался человеком как особый организм, в котором воедино сплетались утилитарность использования, его “вещественность” и насыщенность духовным содержанием.
Поэтому непосредственному изготовлению куклы предшествовал целый ряд ритуальных этапов, связанных с появлением необходимого для нее материала. Изношенные вещи рвали на аккуратные полоски, квадраты, олицетворяя переход от хаоса к порядку. Куски ткани складывались в систему, что придавало изделию целостность.
Из скруток создавался образ человека или мифологический образ. Действительно, многие славянские тряпичные куклы делают путём скручивания в рулончик полосок ткани. Такая технология изготовления выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека, образ постепенного воплощения в Срединном мире. В кукле находят своё отражение представления о множественных слоях личности, подчёркивается повторяемость многих явлений окружающего мира.
Кроме того, существенную роль играет податливость материала, ткани, что позволяет довольно просто и быстро сделать куклу: порвать ветхую ткань, скрутить, завернуть, завязать. Поэтому-то наиболее распространены Пеленашки, Столбушки, Лихоманки, Куклы на веретене и другие куклы, в основе которых — свёрнутая в рулон ткань. В основе конструкции куклы Бессоницы и Вепсской куклы лежат куски ткани, напоминающие по форме квадрат, основной элемент славянского орнамента.
Ткань по краю не обрабатывали, подчёркивая тем самым связь куклы с миром хаоса. Куклы как бы находятся на границе между этим миром и тем.
Такую обережную куклу можно очень просто разобрать и превратить обратно в ткань.
Изначально использовали ткань традиционных для славянских народов цветов — белого, красного, чёрного и белого цветов. Красный цвет символизировал изобилие, плодородие. Так, красной пряжей, ниткой или платком подвязывают последний сноп. В родильных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья — красной нитью перевязывают пуповину.
Белый цвет ткани символизирует чистоту, правильность, порядок. С появлением тканей яркой раскраски обрядовая кукла стала ярче. Её стали наряжать в яркие куски ситца.
Кукла является медитативным предметом (с ней общаются, через неё просят), по сути она — посредник между миром земным и миром «иным», способ соединения сфер жизни и смерти.
Есть особые обрядовые куклы, сделанные только из ниток — Мартинички. Это две куколки белого и красного цвета, соединённые между собой скрученным из белой и красной ниток шнурком.
При изготовлении обережных кукол часто использовали символические наполнители — зерно, золу из родового зольника, льняное волокно. В качестве основы для изготовления текстильных народных кукол применяли различные предметы: ложку, веретено, навой, скрученную солому, лыко, траву, клювы птиц.
Подготовленную основу наделяли атрибутами женской силы: одеждой, головой, грудями, иногда символически обозначали руки. Все составные элементы куклы крепились к основе нитками, поясками, без употребления игл. В куклах-закрутках ткань закрепляли нитками на талии, а также ниткой выделяли верхнюю треть куклы — ее голову.
Нередко обережная кукла, предназначающаяся ребёнку, была и игровой. Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передает. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в иных домах их было до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть» куклу лет с пяти. И сейчас любой ребенок может сделать себе такую куклу, малыши с помощью взрослых, девочки постарше — самостоятельно.